Голландская неделя дизайна (DDW) в Эйндховене совсем не похожа на подобные салоны в Лондоне или Милане – она о наукоемком дизайне, о необычных междисциплинарных экспериментах и о будущем в целом. Своими впечатлениями о посещении Dutch Design Week 2018 эксклюзивно для ID. Interior Design поделилась сооснователь известного украинского бюро FORM, архитектор и дизайнер Виктория Шкляр.
ID.: Как часто вы посещали DDW ранее? Какие впечатления сегодня по сравнению с предыдущими поездками?
В. Ш.: О Неделе голландского дизайна я раньше только слышала, и вот уже в этом году мне удалось побывать там и получить совершенно новые ощущения, ни на что не похожие. Если сказать коротко, то я увидела авангардную концентрацию инноваций. DDW – это скорее предметы из неожиданных материалов, новые технологии, новые идеи. В моем понимании голландский дизайн – смесь простоты, функциональности и экологичности. А Эйндховен – центр исследований и Мекка дизайнеров. Голландская неделя дизайна – это разбросанные по карте города локации, в которых сосредоточено все самое интересное для ценителей концептуального промдизайна и современного искусства. Это целых 9 дней настоящего вдохновения.
ID.: Какие основные увиденные на выставке тенденции/новинки вас вдохновили?
В. Ш.: Конечно, вдохновили работы выпускников Академии дизайна в Эйндховене. Она считается лучшей школой дизайнеров в мире. Их обучают концептуальному мышлению – мыслить без «рамок», при этом задумываясь о последствиях. Одна из первоочередных задач для них – сокращение количества отходов за счет создания инновационных материалов, а также минимизирования использования тех материалов, которые невозможно переработать. Дизайн должен быть не только красивым, а и полезным. Сейчас основные тенденции в том, чтобы создавать не просто красивые предметы, а вкладывать в них смысл и при этом заботиться о планете, на которой мы живем.
ID.: Можете ли вы выделить своих фаворитов среди экспонентов DDW 2018?
В. Ш.: Впечатлила посуда из переработанных водорослей, кожаные сумки из желудка коровы, кроссовки из жевательной резинки, акустические панели из иголок пихты, пешеходный мост, напечатанный на 3D принтере, который будет установлен через канал в Амстердаме в следующем году, и еще масса всего интересного.
Очень запомнилась мебель, изготовленная из высушенного конского навоза, которую представил Мартин Страатман (Martijn Straatman) – выпускник Академии дизайна в Эйндховене. Навоз в строительстве использовался на протяжении веков. Он имеет сходные свойства с ДСП и МДФ, но является более экологичным. Мебель Martijn Straatman состоит из 80% навоза, мела, воды и биоразлагаемого клея, который смешивают, прессуют в форму и дают высохнуть.
Также меня впечатлили живые картины – думаю, за ними будущее. Одним из моих фаворитов стала инсталляция Nuffar авторства Сибы Сахаби (Siba Sahabi). Подчеркнув взаимосвязь между музыкой и ее графическим изображением, Сиба разработала три кинетических произведения, которые как в своем дизайне, так и в движении преобразуют цифровую информацию (музыку) в аналоговые изображения (рисунки).
В Японии в дзэн-садах садовник осторожно поправляет белый песок до состояния первоначальной композиции, после того как дождь и ветер за ночь изменили его форму. Звук, который использовали в этой композиции, вдохновлен самой старой песней, когда-либо найденной, – шумерским гимном в Нуффаре, в Ираке.
Что-то необычное чувствуешь, когда смотришь на эту инсталляцию!..
Стоит также отметить коллекцию мебели Bastone, созданную финским молодым дизайнером Антреем Хартикайненом (Antrei Hartikainen). «Когда люди встречаются в первый раз, сначала обращают внимание на внешность, а только потом узнают суть», – рассказывает автор.
Одним из интересных открытий для меня стала керамическая ткань от Юстины Мончевичюте (Justina Monceviciute) – дизайнера, работающего в области дизайна текстиля и материалов. Ее основное внимание уделяется новым взглядам на материалы на основе глины, их поведению и возможностям применения. Творение Юстины Claything – это трансформируемая архитектура в виде переплетения элементов из различной глины на текстильной сетке. Суть проекта – заново представить возможности применения глины. Тактильность непередаваема…
ID.: Что можете сказать об украинском дизайне в рамках DDW 2018?
В. Ш.: Интересно, красиво и со смыслом. Я знаю, что ребята уже второй год подряд представляют Украину на Неделе дизайна Dutch Design Week. 17 команд, дизайнеры со всей Украины, объединились по инициативе платформы Prostir 86 во главе с Ольгой Богдановой. Локация была, как и в прошлом году, в Temporary Art Centre. В этом году стенд от Украины назывался Modern_ism. Цель проекта, по словам авторов, – приблизить гуманный и сознательный мир с помощью светлых мыслей, заботы о завтрашнем дне, сочетании самых прогрессивных идей и технологий. И у них это круто получилось. Из украинских представителей хочется отметить серию «UKR.BUD. Український Буддизм» от Tasha Oro (Наташи Егоровой). Основной идеей ее проекта стало преображение индустриального мусора и промышленных отходов в искусство. А также оригинальную объемную настенную плитку TETRAPOD от Сергея Махно.
ID.: Выставка знаменита также своими инсталляциями и проектами вне павильонов. Удалось ли вам посетить их, что впечатлило?
В. Ш.: Конечно, успеть посмотреть все – это достаточно сложно даже за 7–8 дней. Некоторые локации могли находиться прямо на территории баров. Посмотрел – и заодно пообедал. Их интерьеры – это настоящие лофтовые пространства. Многие студии также приглашают всех посетить собственные производственные цеха, где каждый может оценить их творчество.
ID.: И в заключение поделитесь своими размышлениями о голландском дизайне в целом, его особенностях/отличиях? Каковы они, на ваш взгляд?
В. Ш.: Путешествуя по Голландии, я давно влюбилась во все – в архитектуру, дизайн, атмосферу, в людей. Мне кажется, что у них хороший вкус передается как ДНК – с рождения. Голландский дизайн – это простота со смыслом, нестандартная индивидуальность, где обязательно любая идея должна иметь экологическую направленность. Голландская неделя дизайна определенно расширила мое сознание.
Фото: открытые источники
Опубликовано в журнале №12-01 (97) декабрь 2018 -январь 2019