Коллекционный дизайн в последнее время становится настолько популярным, что шоурумы и салоны с предметами дизайна, которые одновременно являются предметами современного искусства, открываются в крупных центрах культуры и бизнеса – таких как Нью-Йорк, Париж, Лондон, Токио и наш Киев. На международных аукционах предметы искусства, которые мимикрируют под образцы мебели, декора, но являются художественным произведением продаются как предметы современного искусства. Единичные экземпляры и неординарная интерпретация мебели, декора или света – тренд, который лишь набирает обороты. Сегодня становится модным коллекционировать предметы функционального искусства вместе с другими, более привычными формами искусств.
Одной из стран, где родились новые художественные школы (нью-йоркский, калифорнийский, органичный модерн XXI столетия, Голивуд Рейдженси XXI века, эскапизм) стала Америка. Коммерческий успех функционального искусства в США позволил ему утвердиться как полноправному виду современного искусства. Одним из ярких представителей этого направле-ния считается студия Gabriel Scott, основанная в 2012 году в Монреале канадцами Габриелем Каконом (Gabriel Kakon) и Скоттом Рихлером (Scott Richler). Именно они являются одними из бунтарей в современном фунциональном ис-кусства, развивая Голивуд Рейдженси, а не модной Нью-Йорский модерн. Сегодня собственные шо-урумы есть в Нью-Йорке и в Лондоне, а продается он в галереях Северной Америки – Монреале, То-ронто, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Чикаго, и Европы – Париже и Киеве– в Галерее гаражного дизайна «Тіні та відтінки». Именно здесь нам удалось побеседовать с прибывшим по приглашению владельцев гале-реи Скоттом Рихлером. Незадолго до выступления перед столичными архитекторами и дизай-нерами на тему «Как покорить мир [дизайна], он ответил на несколько вопросов специально для читателей ID. Interior Design.
ID.: Вы приехали в Украину презентовать не только свои предметы, а и познакомить нас со своим дизайном. Расскажите о нем.
С. Р.: У нас нет новых коллекций, мы обновляем уже существующие предметы, придаем им несколько иное визуальное значение, экспериментируем с формой и создаем новые версии уже созданных предметов. Пробуем новое стекло, в частности муранское, добавляем элементы, изменяем функциональные возможности предметов.
ID.: Светильники – иконы вашей студии. Но весна не лучшее время для их презентации, ведь искусственный свет не может раскрыться полностью так, как, например, в более темные времена года. Вас это не смущает?
С. Р.: Все это так, но я считаю, что только 50% света – освещение. Еще это архитектура пространства, дизайн, детали в интерьере. Свет для меня – прежде всего функция и возможности, что значительно больше, чем просто лучи. Мы создаем светильники как предметы дизайна – в интерьере и в экстерьере.
ID.: Какова для вас функция света?
С. Р.: Свет для меня – будто материал, с помощью которого я могу создавать пространство. Иногда это оптические эффекты, иногда возможности экспериментировать, особенно со стеклом. Сегодня свет – это не только утилитарный предмет, а часть интерьера. Еще 20 лет назад он был более утилитарным предметом, более классическим. И светильники были в основном классические. Сейчас появляется столько материалов и возможностей, что свет становится автономным материалом для исследований. Сегодня он создает интерьерное пространство, играет одну из главных ролей в нем. И не только в приватных, а и в отелях, ресторанах. Эксперименты со светом, с материалом, с тем, как преломляются лучи, какую они обретают форму – все это для меня пришло из мира моды. Именно там подобные попытки особенно видны.
ID.: Что играет главную роль при создании интерьера – свет, отделка, пространство?
С. Р.: Для каждого архитектора все очень индивидуально. Свет, который создаем мы, может формировать пространство. Но каждый творит свой проект, отталкиваясь от собственных целей и восприятия. Для меня пространство начинается с предмета, вокруг которого оно формируется. У нас есть множество проектов, в которых мы использовали свой свет как доминирующий в интерьере.
ID.: Вы начинали как ювелир. Почему изменили направление деятельности?
С. Р.: Ювелирные изделия преломляют свет, они с ним играют. Когда я понял возможности драгоценных камней и металлов, мне захотелось создать более крупные формы. Поначалу я стал моделировать сумки, выпустил несколько коллекций, после которых уже появились предметы мебели и освещения. Сейчас в светильниках вы можете видеть грани как у драгоценных камней. Это своеобразные игры в дизайн. Важно поменять путь, когда ты понимаешь, что можно сделать что-то еще, когда возможны эксперименты с дизайном и материалами. В ювелирном деле, а потом и в сумках я был ограничен в материалах.
ID.: Сейчас для вас свет в пространстве – словно ювелирное украшение интерьера?
С. Р.: Это идеальный вариант. Да, иногда я рассматриваю свои светильники как украшение интерьера, ведь от ювелирного прошлого не уйдешь. Бывает, что для меня важна форма, иногда материал – все зависит от интерьерного контекста. В дизайне нужно учитывать множество составляющих, значительно больше, чем в ювелирном мастерстве. Я постоянно исследую, как свет может изменять сознание, как он влияет на нашу жизнь. Дизайнер отвечает за то, как люди воспринимают свет, как он меняет отношение к предметам. И сегодня значение света значительно больше, чем еще десять лет назад. Появляются новые материалы, возможности, формы. Свет более мобилен и подвержен изменениям, чем та же мебель. Поэтому наши предметы – это и мебель, и светильники, которые мы создаем вручную.
Опубликовано в журнале №04 (109) апрель 2020