Декоратор Мадлен Кастен была авангардной в творчестве и эксцентричной в жизни
Ее черный парик, алую помаду и накладные ресницы знал весь Париж. Эта дама была другом Жана Кокто и Пабло Пикассо, а ее стиль узнавали по безумному количеству мебели, ярким узорам и сочетанию разных стилей и эпох. Без преувеличения можно сказать, что без эксцентричного декоратора и антиквара Мадлен Кастен дизайн ХХ века был бы совершенно другим.
Родившись в 1894 году и прожив почти целый век, Мадлен Кастен представляла собой идеальное воплощение духа fin de siècle. Став одним из авторов классического авангарда в дизайне, она черпала вдохновение в картинах Хаима Сутина (кстати, написавшего ее портрет), блошиных рынках и строгости неоклассицизма. Но основной ее страстью был стиль ампир.
Наделенная бурным воображением и любовью к цвету Кастен обожала декоративные излишества французского стиля и умело соединяла их с античными вазами и колоннами, модными в эпоху Регентства. Виртуозный мастер стилизации, она обладала уникальным даром гармонично сочетать старинную резную мебель, найденную на блошином рынке, с леопардовыми коврами и волнами шелка. «Я оформляю дома так, как другие пишут романы – то есть создавая целую историю. Меня может вдохновить рассказ Чехова – так же, как и платье с картины Гойи», – говорила Мадлен.
Всю жизнь мечтая о собственном доме, в 1924 году она купила полуразрушенный особняк, который превратила в чудо фантазии, где воплотились описания интерьеров Пруста, Толстого, Бальзака. Синие, как небо, потолки, стены в цветах – этот дом, названный Lèves, стал настоящим произведением искусства и маленьким миром Мадлен Кастен. Увы, в 1940 году дом был реквизирован немцами, а самой Кастен пришлось переехать в Париж. Тут, на улице Шерш-Миди, в 1941 году открылся ее знаменитый бутик, где выставлялось все – от безделушек до мебели. Его фасад был выкрашен в черный цвет, а интерьер оформлен как жилая квартира.
Очень быстро Кастен стала известна как смелый разрушитель догм и дама весьма эксцентричных нравов – известно, что она могла отказать покупателю лишь потому, что он ей чем-то не понравился. Неудивительно, что в ее бутике собирались самые яркие творческие личности того времени – Пабло Пикассо, Генри Миллер, Марк Шагал, а среди экспонатов можно было найти необыкновенные вещи – табуретки в виде негритят, пластиковые цветы, ядовито-желтую кожу. Интерьеры напоминали лавку древностей, где ротанг, рог и восточные стулья и столики успешно соседствуют с русским фарфором и подлинной мебелью времен Наполеона III. Кстати, бутик Кастен успешно просуществовал до самой смерти дизайнера в 1992 году.
Сразу же после открытия магазина Мадлен стала модным оформителем интерьеров – ее творческим кредо был романтический вымысел, а ее работы будто сошли со страниц романов, где фантазия сплетает разные эпохи. Она облекала комнаты в огромные портьеры из тафты, балдахины, шелковые обои и даже ткани с леопардовыми принтами – в частности, именно леопардовый узор был выбран для обоев в доме Жана Кокто, а спальню Нины Риччи на Марсовом поле дизайнер буквально «утопила» в шелке.
Влияние Кастен на мировой дизайн неоценимо. Ее стиль просматривается до сих пор – в декорациях к фильмам и модных показах, черты le style Castaing можно увидеть в работах Жака Гранжа и коллекциях одежды Anna Sui, а известный производитель текстиля и обоев Brunschwig & Fils, работавший с Мадлен еще при ее жизни, недавно снова выпустил коллекцию по ее эскизам.
Фото: открытые источники
Опубликовано в журнале №10 (95) октябрь 2018