С 17 по 22 апреля в Выставочном центре Fiera Milano RHO состоялась 57‑я Международная выставка Salone del Mobile, продемонстрировавшая самые свежие и инновационные продукты в сфере интерьерного дизайна.
Исключительное место встречи специалистов в сфере дизайна со всего мира Salone del Mobile в очередной раз дружелюбно распахнуло свои двери для демонстрации творчества, инноваций и непревзойденного мастерства, способного удивлять. Так, в рамках Salone del Mobile 2018 прошли сразу пять основных выставок: Международный мебельный салон, Международная выставка интерьерных аксессуаров, Международный салон кухонной мебели EuroCucina вместе с экспозицией «Кухонные технологии будущего» FTK (Technology For the Kitchen), Международный салон ванных комнат и Выставка молодых дизайнеров SaloneSatellite.
В рамках мероприятия, охватившего более 210 тыс. кв. м чистого выставочного пространства, участие приняли 1 841 экспонентов, 27% которых приехали из 33‑х стран мира, а в выставке-конкурсе SaloneSatellite свои разработки представили свыше 650 молодых дизайнеров.
Что же касается тенденций, то любого, кто искал четкий и однозначный ответ на вопрос, какое направление примет дизайн в 2018 году, в контексте выставки Salone del Mobile ждал большой сюрприз: единого подхода не существует. Вместо этого посетители имели возможность ознакомиться со множеством различных или даже радикально отличающихся друг от друга дизайнерских концепций. Сложившуюся ситуацию можно обыграть шуткой: отсутствие ярко выраженного тренда следует рассматривать как новый тренд. 2018 год подарил разнообразные стилевые направления – от органицизма до неоклассики, от минимализма до фэнтези. Представители каждого обладают самым широким культурным и географическим наследием.
Все это явно говорит о следующем: творчество во всем мире исходит от «координационных племен», бесконечно кочующих по мировому рынку, где местные обычаи, по крайне мере, с точки зрения креативности встречаются все реже. Попытки идентифицировать «национальные стили», например, итальянский, скандинавский или немецкий дизайн, теперь кажутся бессмысленными. И, к слову, совершенно не ясно, увидим ли мы снова в обозримом будущем такие цельные и продолжительные направления, как функционализм, «изысканный дизайн», минимализм и постмодернизм.
И хотя следует особо подчеркнуть отсутствие однополярного подхода, у всех выявленных тенденций все же существует несколько общих черт. Во‑первых, поиск нарративной ценности предметов, их способности создавать атмосферу и соседствовать друг с другом в пространствах. Найдется и немало отсылок к так называемому белому кубу, который теперь узурпирован комнатами (концепция лофта уже крайне неактуальна) и погружен в оттенки розового/красного и серого/темно-бирюзового.
Мебель, лампы и предметы подстраиваются под это настроение, согревая общую атмосферу изысканными породами дерева, дорогой отделкой, обволакивающими тканями и, что особенно важно, особой тактильностью. В 2018 году мебель должна быть приятна не только на вид, но и на ощупь. Создаваемый образ отнюдь не нейтрален. Он способен выразить идеи, увлечения и рассказать о них.
Это особенно очевидно в случае с органицизмом. Этот чувственный тренд начал резко завоевывать утраченные позиции. Возьмем тщательную и непрерывную модернизацию коллекции Artek от незабываемых Алвара и Айно Аалто. Еще один пример из области декоративных предметов – вазы Fusca от Констанс Гиссе для бренда Bosa: их эротичная каллаобразная форма облачена не в безупречный белый, а гамму цветов орхидеи. Даже обивка мебели отходит от классических форм и принимает более естественные формы. Так, диван Sydney, разработанный для бренда Poliform Жаном-Мари Массо, одним из наиболее самобытных дизайнеров современности, напоминает трапециевидные камни, а очертания кресла Babled Chair от Эммануэля Бабле для компании Offecct Lab похожи на ракушку на камне.
Даже при отсылках к более сложному классицизму мебель все равно имеет изгибы, по которым приятно провести рукой. Например, коллекция стульев New Lady от Паоло Риццатто для бренда Alias прекрасно сочетает в себе высокий уровень исполнения с технологичностью.
В результате возникло множество продуктов, делающих ставку скорее на кожу, мрамор, медь, полированные металлы и портновские элементы (в качестве примера можно привести шезлонг Byron от Жана-Мари Массо для бренда Poltrona Frau), чем на оригинальное сочетание материалов (например, обработанной по древней технологии древесины и мягкой стеганой кожи, как у модулей хранения Jabara от Синсаку Миямото для японской компании Ritzwell).
Такое явное использование классических элементов само по себе становится самой настоящей классикой. Также особенно популярной и распространенной становится тенденция к перевыпускам коллекций. Дизайнеры разыскивают, изучают, восхищаются и с большой заботой перерабатывают великие шедевры прошлого.
Помимо очевидных ностальгических коннотаций и признания исключительно элегантного дизайна покупатели также оценивают рациональность такого вложения, которое должно прослужить долгие годы, независимо от моды. В этом направлении проведено исследование различных географических контекстов, от Бразилии до Италии, но преобладающим стал, без сомнения, скандинавский стиль.
Такие компании, как Fritz Hansen, Carl Hansen & Søn и Erik Jørgensen, продолжают скрупулезно переосмысливать предметы – от тех, которые в современном мире получили культовый статус, до более простых экземпляров, как, например, столик Society Table, разработанный Арне Якобсеном в 1952 году и модернизированный компанией Carl Hansen & Søn, или элегантный столик Markelius 01, придуманный шведским дизайнером Свеном Маркелиусом в 1930 году.
Помимо стилевой принадлежности эти предметы получили второе рождение благодаря размерам, типичным для времени и условий, когда они были спроектированы. В ту пору гигантизм был не в моде, а домашняя обстановка планировалась с большим учетом реальных площадей. Так, более мелкие предметы на сегодняшний день выглядят уместно и уютнее. Такой редуцированный подход влечет за собой любопытную и оригинальную феминизацию. Отталкиваясь от предположения, что гендерный аспект играет в твор‑
честве определенную роль, стоит отметить победоносное шествие женщин-дизайнеров с точки зрения качества и статистики.
Также можно заметить обобщенное перерождение функций стилистов, теперь выдвигаемых на роль дизайнеров: в частности Элизы Оссино и Арианны Лелли Мами с Кьярой Ди Пинто, также известных как Studio Pepe. Даже среди молодых итальянских дизайнеров женщины представляют абсолютное большинство (к этой категории относятся Кристина Селестино, Франческа Лансавеккья, Елена Сальмистраро, Алессандра Балдерески, Маддалена Казадеи, Джорджия Занеллато и Кьяра Андреатти).
Огромной популярностью пользуется и утонченная китайская стилизация, как, например, реинтерпретация восточного гороскопа, придуманная Пьеро Цуффи для Missoni Home, а также домашние освежители воздуха, игольницы и необычайно распространенные бумажные обои.
Следует упомянуть Хайме Айона, одного из самых модных дизайнеров этого года, и Натали дю Паскье, автора сложных форм кубизма для легендарного бренда Bitossi. Важную роль играют и ткани, напоминающие одновременно африканские батики и узоры XVIII века с экзотическими птицами и драконами. Все это украшено огромным количеством рафии, искусственным или натуральным шелком. Мраморные полы с прожилками, антикварное дерево и плиточные полы требуют множества ковров – они представлены в утонченной и минималистичной коллекции Shade от молодого турецкого дизайнера Бегума Кана Озгюра до цветовых переходов Nanimarquina и интерпретации старинных изделий из фетра от Хеллы Йонгериус в рамках коллекции Sienna для Kvadrat.
Анализ ведущих тенденций должен также включать еще один важный аспект – возврат к ремесленным технологиям и приемам, которые находятся на грани вымирания. Современный максималистский подход к дизайну требует чрезвычайно высокого качества деталей, отделки и процессов: дизайнеры используют редкие виды мрамора (сочетание калькуттского золота с бронзой для столика Morgan Marble от Родольфо Дордони для Minotti), мозаику из соломки (столы в форме цветка Carillon от Кристины Селестино для бренда Gebrüder Thonet Vienna), узорное дерево (столешница Ace от Массимо Кастаньи для Henge). Также существуют и более скромные материалы: например, украшением для прекрасных ширм Shade of Venice от Марко Зито для бренда Saba Italia послужили морские канаты, облагороженные небанальной обработкой.
Фото: i Saloni
Опубликовано в журнале №06 (92) июнь 201