Зачастую люди стремятся к иллюзиям: кому-то хочется превратить среду обитания в ультрасовременный оазис, отражающий представления владельца о городе будущего, кто-то мечтает создать в собственном интерьере ощущение старинного родового замка. Известный киевский архитектор Юлия Остапенко относится к той категории профессионалов, которым чужда иллюзорность. Очередной проект Юлии — антикварный салон в Киеве — абсолютно материалистичен и логически выверен.
Расположенное на одной из центральных улиц столицы пространство, с которым довелось работать Юлии Остапенко, занимает два объединенных лестничным маршем уровня — первый и цокольный этажи. Основной архитектурной особенностью последнего является исключительный сводчатый кирпичный потолок, перекрывающий два проходных зала. Планировку первого этажа характеризует, прежде всего, анфиладная организация пространства и наличие высоких окон.
Техническое задание от владельца будущего салона было поставлено архитектору самым конкретным образом — систематизировать имеющееся пространство, актуализировав его основное предназначение. Главная проблема, с которой пришлось столкнуться Юлии Остапенко в работе над интерьером, — это вполне очевидная специфика антикварного салона, в котором могут быть представлены объекты самых разных стилистических и функциональных характеристик. Таким образом, грамотное зонирование и архитектурная реализация пространства должны самым выгодным образом подавать сложную и требовательную экспозицию картин, пластики, мебели, предметов быта и книг, составляющих довольно разбалансированную (и это оправданно ее целевым назначением) коллекцию.
Основная работа была проделана в цокольном этаже. Роскошные кирпичные своды были очищены от штукатурки, частично отреставрированы, а их формообразующие линии подчеркнуты особым освещением. Два проходных зала на этом уровне имеют искусно спрятанные дополнительные функциональные пространства, в которых располагаются кладовые, играющие роль запасников и архивов.
По словам автора проекта, почти все зоны, кроме кабинета владельца салон, решены в стилистике, которую можно охарактеризовать как «классика-лайт». Здесь Юлия Остапенко осознанно ушла от привычного белого цвета стен, тонировав их в изысканный оттенок бежевого, который удачно сочетается с роскошным полированным перуанским травертином, использованным для отделки пола и впечатляющих порталов между залами. Из этого же материала выполнены ступени лестничного марша, соединяющего уровни. Целостность восприятия пространств обеспечивают стеллажи и экспозитории, выполненные эксклюзивно для этого проекта по авторским эскизам Юлии Остапенко. Встроенные ниши, являющиеся частью масштабной системы хранения и демонстрации коллекции объектов салона, позволили не только решить целый ряд эстетических вопросов, но и послужить утилитарным целям: за ними были спрятаны коммуникации, связанные с кондиционированием, вентиляцией и регулированием уровня влажности воздуха в помещении, что необходимо при создании максимально комфортной среды для хранения экспонатов.
Особое внимание было уделено освещению залов. Автор проекта создала многовариантную мобильную и, что немаловажно, экономичную систему освещения музейного уровня. То же касается и устройства для развески станковой живописи в пространствах первого этажа: по периметру стен залы оснащены встроенными в карниз рельсами для крепления подвесов. Таким образом можно добиться разнообразных схем размещения картин без нарушения эстетики пространств.
Иное впечатление производит сердце салона – рабочий кабинет заказчика, эрудита, коллекционера и знатока тонкостей исторических стилей, исколесившего Европу в поисках удачных объектов для своей экспозиции. Это пространство решено архитектором в традиционном стиле. Несколько неправильную пропорцию (1:2) Юлия Остапенко блестяще нейтрализовала, введя в интерьер разбитую на секции библиотеку, фланкирующую единственное в этой зоне окно. Выполненные по авторским чертежам изящные панели-буазери, дополненные резными, с лиственным орнаментом в модульонах, пилястрами, обрамляющими зеркальные панели, оптически расширяют узкое вытянутое пространство. За одним из библиотечных стеллажей скрыт вход в «святая святых» – фондовое хранилище салона. Нельзя не отметить, что ноту свежести и актуальности пространству добавляют два смелых линий кожаных кресла MisuraEmme.
За одним из библиотечных стеллажей скрыт вход в «святая святых» — фондовое хранилище салона
Таким образом, реализованный Юлией Остапенко проект антикварного салона создает ощущение гармоничного, стройного и логичного архитектурного произведения, функционально и эстетически поддерживающего ценность представленной в нем экспозиции.