Франческо Фреза – архитектор, дизайнер, урбанист, автор культовых сооружений в центре Милана. Основатель архитектурного бюро Piuarch, известногосвоими работами для культовых модных домов. В Киеве Франческо создавал интерьеры для всех бутиков сети Helen Marlen. В рамках Дней итальянского дизайна, которые прошли в столице в середине июля, Франческо выступил с лекцией и дал эксклюзивное интервью ID. Interior Design
ID: Вы создаете архитектуру модных домов. Как передаете в ней главные коды этих fashion-магнатов?
ФФ: Наша студия Piuarch работала со многими модными домами – Dolce&Gabbana, Givenchy, FENDI. В Киеве мы сделали много проектов в Пассаже, на Подоле. Работать с модой мне всегда было очень интересно. У моды и дизайна много общих точек соприкосновения, но и масса различий. У моды понятия времени сжаты – за шесть месяцев нужно создать коллекцию, все нужно делать быстро. Архитектура же разворачивается, во времени она должна оставаться на многие годы. Это не коллекции на полгода. В архитектуре нет таких амбиций – быть современным. С модой нас объединяет внимание к деталям, материалам, способность правильно передать пропорции. Для меня архитектура – моя жизнь, моя страсть, мне интересно все, что может быть связано с ней.
Мы всегда тесно сотрудничали со стилистами и модельерами. И это невероятно вдохновляет, когда разные креативщики находят что-то общее. Нашей главной задачей было найти точку, в которой мы объединялись и начинали творить. Это как сделать платье по фигуре человека, при этом каждый из нас должен выразить свою идентичность и узнаваемость, в то же время передавая уникальность. Работа с fashion – это коллаборация, что, с одной стороны, сложно, а с другой – просто. С Dolce&Gabbana мы работали 15 лет, сделали больше пяти зданий и более 100 магазинов по всему миру. И пытались не повторяться в своих проектах.
ID: Для вас важна команда. И все же за кем в ней последнее слово?
ФФ: В нашей студии около 40 архитекторов. Архитектурное бюро для нас – это целое общество. Мы имеем свое здание в центре Милана, в квартале Брера. Архитектурный проект – это совместная работа многих людей, обмен идеями. Для нас путь работы вместе очень важен, мы ценим обмен идеями, ценим материалы. Для меня в команде не важно, кто главнее. У нас в студии – как в футболе: на Чемпионате Европы победила Италия – значит победила команда. Всегда нужно хорошо делать свою работу и чувствовать атмосферу группы. Конечно, иногда мне самому приходится принимать решения, но я всегда прислушиваюсь к другим.
ID: Как ситуация с COVID‑19 отразилась на городской архитектуре?
ФФ: Мне кажется, мы до конца не поняли того эффекта, который оказала пандемия на мир. Она повлияла на наш образ жизни, нашу работу – все еще будет иметь свои последствия. Многие вещи нужно переосмыслить. Очень важно сейчас размышлять о стабильности, надежности, нужно обдумывать материалы, конструкции. И выбирать места, где можно встретиться, где будет просторно. Создавая общественное пространство, необходимо прежде всего думать о его качестве, учитывая сегодняшние реалии. Италия всегда старалась использовать пространство оптимально, мы нация коллективная, социальная дистанция противоречит нашей культуре! Поэтому итальянцы учатся жить по-новому.
ID: Что бы вы хотели изменить в современном подходе к архитектуре?
ФФ: Меня ранит городское желание погубить все живое и на маленькой территории возвести большое здание. Мы жители небольшой, «деревенской» страны. В послевоенные годы у нас тоже начался строительный бум и чуть стерлась идея контекста, идея комфорта. Для территории это разрушительно. Архитектура должны быть качественной, с хорошими материалами, и ей нужно интегрироваться в контекст. Для нас наивысший комплимент, когда говорят, что наше здание словно было здесь всегда. «Белая волна» в центре Милана – наша самая большая архитектурная гордость. Это здание стало точкой от счета для современных построек.
ID: Какая наиболее перспективная, на ваш взгляд, социальная среда для развития архитектуры?
ФФ: Я вижу в разных частях мира множество построек, которые разрушают город, его индивидуальность. Но ведь талантливые архитекторы есть везде! Архитектор должен путешествовать, узнавать другие города, другие страны. Сегодня очень интересно развиваются Милан, Барселона, Копенгаген, Осло, там происходит много интересных вещей. Так же – в Китае, в Австралии.
ID: Вы архитектор-урбанист. Должна ли городская власть вступать в коллаборацию с архитекторами и прислушиваться к их мнению? Или на первом месте все же крупный застройщик, который дает городу деньги?
ФФ: Единственное разумное решение – совместная работа. Нужно объединять власти города, бизнес и архитектуру. Естественно, у города должна быть стратегия развития и нужно направлять застройщика, а не хаотически строить где попало. Бизнес должен думать о том, что нельзя разрушать город и строить только коммерческую архитектуру. Люди сейчас дорожат качественным городским пространством. И архитектура города должна быть вписана в городской контекст. Нужно осознать, где ты, кто вокруг тебя, понять и перенять культуру того места, в котором ты находишься, и продолжать диалог с существующими объектами. Нужно так проектировать, чтобы объекты были в гармонии с местом, и уметь вовремя убирать амбиции. Наши города развивались как живой организм, и к ним нужно относиться с уважением. Можно создавать новые здания, но нельзя впадать в крайности. В тот момент, когда нарушается равновесие, на первый план выходят застройщики. Например, Киев – красивый город, но ему нужно
больше ухода, заботы. А заботиться о городе, о своем маленьком пространстве должны все его жители. А мое самое любимое место в вашем городе – это Подол. Потому что это место Михаила Булгакова.