В специальном обзоре для журнала ID. Interior Design талантливый киевский архитектор Алена Юдина поделилась своими впечатлениями о прошедшей Миланской выставке и о самых ярких ее дизайн-локациях
О Fuorisalone:
Миланская неделя дизайна включает в себя два масштабных события: мебельный салон Salone del Mobile и Fuorisalone, ежегодно сопровождающий выставку за пределами основной ее локации – комплекса Rho Fiera. Город делят на «дизайн-кварталы» для pop-up-проектов, экспозиций, инсталляций, они открыты для всех. Наиболее известные зоны проведения Fuorisalone: Brera, Tortona, Lambrate, San Babila, квартал 5Vie, Porta Venezia и Sant’Ambrogio.
В этом году в помещении бывшего завода ювелирных украшений Studiopepe представили Милану свой pop-up-проект Les Arcanistes the Future is un/Written. Приглушенно оформленный сыпучей солью на полу и разбросанными камнями, стенд отсылал к мистическому миру Таро, символизму и к лучшим производителям: диванам Tacchini, коврам CC-Tapis, светильникам Atelier Areti и к экспозиции ваз киевского дизайнера Виктории Якуши. Мне нравится то, что создает Виктория. Ее предметами и керамикой я хочу стилизовать среду и работать в своих интерьерах. Виктория устанавливает связь между предметом, временем и нашим культурным кодом. Традиционному придается современная форма – очень минималистская, но со связью с прошлым. А в настоящей связи всегда есть что-то мистическое, чувство чего-то сквозь расстояние или время. Чтоб почувствовать себя посвященным, в данное пространство можно было попасть по особому пригласительному, с определенной картой Таро. Мне досталась карта с изображением Императрицы одного из старших арканов. Она покровительствует творчеству, которое связано с природными элементами, такими как камень, дерево, глина. Вот такая карта выпала мне на i Saloni.
Инсталляция в Fondazione Pini из 15 000 мотыльков арт-проекта «Черное облако» дизайнера Карлоса Аморалеса (Carlos Amorales) никого не оставила равнодушным. Прекрасные и жуткие мотыльки из черной бумаги появились там, где их совсем не ждали – на стенах фонда. Это один из лучших проектов мексиканского художника, он воплощает образы постапокалиптического мира.
Про i Saloni:
Возвращаясь к самой выставке, скажу, что меня покорил выставочный репертуар ковров CC-Tapis. Марка исповедует культ универсальной красоты без оглядки на национальные школы или периоды, сильна кастингом на имена дизайнеров с исключительными результатами.
Калейдоскопический ковер Ultimate Bliss текстильного дизайнера из Голландии Маэ Энгельгер (Mae Engelgeer) и ковер Triple Slinkie Патрисии Уркиолы (Patricia Urquiola) – это точная схема-подсказка актуальных цветов и цветосочетаний. Их ковры – более отточенные версии своих одноименных предшественников прошлого года, которые развивают проверенные хиты. Разнообразие ковров Studiomilo оказалось имитацией захватчиков из космического пространства. Желто-рыже-золотой ковер дизайнера Кристины Челестино (Cristina Celestino) будто написан ударом крупной кисти. В коротком резком мазке издалека ковер мерцал драгоценным полотном. Мартен де Сюле (Maarten De Ceulaer) представил искусно выполненные ковры с птицами, где нити передают точную фактуру и блеск перьев. Но у меня было странное ощущение, будто слабая птица сложила голову себе на крыло.
Ковры завоевывали рынок долго и деликатно. Они вошли на цыпочках в прошлом году. И думаю, что CC-Tapis во многом помог положению. Ковер в этом году остался одним из основных акцентов интерьера.
Сложно вообразить современное пространство без керамики. С ней не пафосно и артистично, она имеет силу оказывать на нас эмоциональное воздействие. Золотой-охристый-черный-терракотовый – цвета и полутона этих сочетаний создавали мир метаморфоз и поэтики на 100-метровом стенде украинского дизайнера Сережи Махно. В этот раз Сергей стал полноправным участником одной из самых влиятельных выставок современного дизайна. Мне понравилась плитка, придуманная им.
Про Оки Сато:
Мой важный ориентир – японский архитектор и дизайнер Оки Сато (Oki Sato). Он, оперируя минимальным набором модулей, мастерски создавал различные объекты. Так, в рамках выставки Nendo и Wonderglass в классическом помещении Instituto Dei Ciechi показали свою коллаборацию Shape of Gravity. Эти формы со своей волнообразностью – результат математического расчета и японской педантичности. «Усложнять просто, упрощать сложно». Дизайнер использовал при проектировании лишь основное – стекло, вес стекла и земную гравитацию. В результате эксперимента гравитация обрела форму кресел и столов, выполненных будто из кусков колотого льда.
О ярких точках Brera, 5Vie и влюбленных жирафах:
В Брере в одной из галерей можно было наблюдать за подвижными скульптурами дизайнера из Италии Аугустины Боттони (Agustina Bottoni). В ее предметах не так много стиля, но каждый одухотворен и в каждом заложен природный эстетизм. Ощутим порыв, который ведет дизайнера. Также в рамках коллаборации The Lady’s Room с другими девушками-дизайнерами она создала разнообразные зеркала. Настоящая комната для леди получилась.
И как же могут не задеть струны души золотистые ветви, созданные NUEVU Studio?! Были представлены в локации квартала 5Vie. Простые и романтичные. За тонкий вкус и такт им точно 10 из 10.
В свою же очередь студия Secolo почувствовала, что природному эстетизму, возможно, не хватает мультипликационности, и их кресла-гиганты в виде ромашек и тюльпанов «захороводили» в ярком бархате сразу на двух локациях. Неоновые лампы освещали их призрачным лунным светом в Брере, а их выбор для галереи Rossana Orlandi подтвердил, что других таких нет. Как известно, данная галерея – отражение безупречного вкуса владелицы, вмещает собрание уникальных вещей со всего мира. Также в этом году пространство стало площадкой для размещения проектов по борьбе с пластиковыми отходами.
She is in Love but she doesn’t know yet. Это самая известная пара жирафов выставки, расположенная во дворе университета Statale di Milano. Запоминающаяся инсталляция от Qeeboo рассказывает историю двух жирафов, которые влюблены в друг друга. В целом все локации были со своим юмором, со своей серьезностью, глубоким чувственным дизайном, который может говорить и простыми искренними фразами, и на языке эзотерики с эмоциональностью аудитории. Локации справлялись с главным – создавали другой мир. Сейчас так трудно придумать новое, просто устанавливаются новые связи. А в апреле было время этим насладиться.
Опубликовано в журнале № 05(101) май 2019