Более 60 лет назад основоположник светодизайна Ричард Келли обозначил три основных принципа освещения: свет, чтобы видеть (общее освещение), свет, чтобы увидеть (акцентное освещение), свет, чтобы смотреть (декоративное освещение)
Главным принципом в световом дизайне сегодня остается баланс между этими тремя функциями освещения в одном архитектурном пространстве и грамотное сочетание их достоинств, а инструментом, позволяющим это реализовать, являются сами осветительные приборы.
В 1962 году итальянцы Артуро Эйзенкейль, Дино Гавина и Чезаре Кассина, загоревшись идеей создавать вместо обыкновенных светильников современные, легкие, изящные осветительные приборы, способные полностью изменить образ жизни, основали в Мерано фабрику Flos. Они задумали настоящую революцию лампы.
Успех компании принесло многолетнее сотрудничество с выдающимися архитекторами, братьями Кастильони – Акилле и Пьером Джакомо, стоявшими у истоков современного дизайна. Для Flos они спроектировали массу знаковых моделей, которые стали визитной карточкой фабрики, причем около 20 из них производятся до сих пор.
К слову, они первыми стали применять в дизайне полимерный материал Cocoon, напоминающий слой плотной паутины. На самом деле он был разработан как изоляционный материал, предназначенный для строительства и защиты товаров при транспортировке, а братья Кастильони использовали его в светильнике Taraxacum, выпущенном Flos в 1960 г. Их коллега по цеху Тобиа Скарпа таким же способом – обернув каркас плотной эластичной оболочкой Cocoon – создал для марки лампу Fantasma. Позже этот же прием переняли и другие дизайнеры, например, Марсель Вандерс для своей люстры Zeppelin.
Самым плодотворным оказался 1962 год, подаривший миру, по словам Акилле, «мерседес среди ламп» – лампу Taccia, торшер Toio из автомобильной фары и самый популярный в мире светильник – легендарный торшер Arco. Сам автор признавался, что срисовал его с уличного фонаря. Визуально Arco нарушает всякие законы баланса: кажется, что огромный плафон, венчающий ножку-удочку, должен опрокинуть светильник, но этого не происходит.
Секрет в основании торшера: оно сделано из белого каррарского мрамора и весит 65 кг, потому сверхустойчиво, а телескопическая конструкция позволяет легко менять длину лампы. В числе других знаковых работ Кастильони для Flos – настольная лампа Snoopy, вдохновленная образом известного мультяшного пса, отметившая в прошлом году свое 50‑летие, а также люстра Taraxacum 88S, для которой дизайнер не стал придумывать абажур или плафон, посчитав, что лампочки и сами по себе хороши.
В этом году исполняется сто лет со дня рождения Акилле Кастильони. Многие его работы стали уже музейными экспонатами, а четырнадцать предметов пополнили постоянную экспозицию МоМа. Кроме того, он получил девять (!) высших наград в области дизайна – Compasso d’Oro («Золотой циркуль»), в том числе за торшер Luminator в 1955 году и за люстру Parentesi для Flos в 1979‑м.
В честь юбилея Фонд Акилле Кастильони инициировал проект 100×100 Achille. Идея проста. У маэстро была страсть к коллекционированию случайных предметов, абсолютно безымянных и часто очень примитивных на вид, которые он собирал всю свою жизнь. Они привлекали его по разным причинам, и Акилле часто использовал их в качестве наглядных пособий во время лекций и конференций по дизайну. Ему нравилось изучать тот или иной предмет, переосмысливать его и создавать что-то совершенно новое.
Фонд Акилле Кастильони предложил современным дизайнерам дополнить уникальную коллекцию, собранную легендарным итальянцем при жизни, любым на выбор предметом – возможно, странным, бессмысленным и на первый взгляд нелепым, но удачно вписывающимся в общую концепцию коллекции мастера.
С 19 февраля экспозиция подаренных предметов доступна для публики в квартире-музее Акилле Кастильони на площади Кастелло в Милане.
Фото: FLOS
Опубликовано в журнале №03 (89) март 2018