В декабре 2019-го мы и представить не могли, как COVID-19 потрясет планету и в каких условиях окажется человечество через год. Ежедневно, преодолевая пандемию, меняется мир. В унисон ему меняемся мы и наши потребности. В преддверии нового года принято подводить итоги уходящего и провозглашать тренды будущего. «Я не хочу разбрасываться прогнозами, но готова поделиться тенденциями, которые бесспорно повлияют на дизайн, яркость будущих интерьеров и, конечно же, уют наших домов», – говорит украинский дизайнер Юлия Яланжи. Она рассказала нам о главных трендах уходящего года.
Устойчивый дизайн
Все больше людей меняют свои потребительские привычки, так как захотели стать частью устойчивого общества. Это не о сортировке мусора и его переработке. Сегодня каждый сознательный человек стремится минимизировать свое воздействие на окружающую среду, потому что понимает: малейшие совершенные им изменения могут сыграть свою роль. Течение no waste становится все популярнее – например, Елизавета II отказалась от натурального меха.
Перед тем как создать какой-либо продукт или проект на Западе, люди стараются просчитать и спрогнозировать его влияние на Землю. Сможет ли этот дом вырабатывать столько энергии, сколько готов потребить? Сколько пластика мы сможем переработать, запустив линейку детской мебели? Эти и подобные вопросы интересуют дизайнеров, которые по-настоящему смотрят в будущее. Благодаря им дизайн стал «медленным»: мы дольше и лучше изучаем материал, перед тем как взять его в работу, нам действительно важно его происхождение и влияние на окружающую среду.
Новые экологичные материалы
Изменив свое потребительское поведение и выйдя навстречу устойчивому обществу, мы оказываемся на шаг ближе к экспериментам. Мы готовы к новым решениям и материалам, которые используем не только ради уюта, но и по экологическим соображениям. Европейские трендсеттеры называют это «взять фокус на веганство» и использовать материалы и сырье локального происхождения. «Свой экофокус я определила еще в 2017-м: запустила в серийное производство линейку светильников из целлюлозы.
Эти предметы разные по цвету, форме и дизайну, мы изготавливаем их вручную и адаптируем к различным по стилистике и функционалу пространствам», – говорит Юлия Яланжи. Некоторые клиенты, которые еще не сталкивались с продукцией бренда, думают, что светильники Yalanzhi Objects произведены из глины, пластика и даже бетона, но ощутив легкость и тактильность материала, понимают, что имеют дело с чем-то уникальным. Состав материалов зависит от местности производства: биокомпозит Malai создан с использованием сельскохозяйственных отходов кокосовой промышленности; подобный коже материал бразильской фабрики Nova Kaeru изготовлен из листьев, а также банановые и пальмовые ткани Studio Tjeerd Veenhoven.
Тактильность предметов и вещей
Использование разнообразных фактур, их грамотное наслоение и сочетание – решение всегда трендовое. Такой прием создает ощущение живого пространства, которое способно с тобой «говорить». Зайдя в понравившуюся нам комнату, мы непременно захотим пройтись ладонью по поверхности обеденного стола, прикоснуться к старым керамическим вазонам, остановить взгляд на хорошей живописи или ощутить тепло шерстяного пледа. В месяцы строгого карантина все мы очутились в ограниченном пространстве, и, к сожалению, далеко не все интерьеры приятно воздействовали на органы наших чувств.
Эмоция в предмете и интерьере
Карантин дал понять, что мы не только то, что едим и носим, но и то, где живем. Наши смарт-квартиры и дома стали убежищами, а каждый декоративный элемент в интерьере – заявлением. Еще задолго до пандемии ведущие мировые бренды и дизайнеры, создающие для них предметы, призвали искать в изделиях не только функцию, но и декор, ценить не только утилитарность, но и эмоциональность. Так, зеркала используются как элементы дизайна, а светильники не только заливают пространство светом, а и украшают его. В коллекции Yalanzhi Objects есть абсолютный бестселлер – светильник Peony («Пион»). Это не просто атмосферный потолочный светильник, а пышный мерцающий цветок, хрупкий и нежный, граней которого хочется касаться, как и лепестков самого пиона. Но биология в освещении пошла еще дальше. К примеру, шведский дизайнер Ян Клинглер в светильниках выращивает бактерии. В процессе они формируют заключенный в стекло рисунок, который подсвечивается светодиодом. А немецкая студия We Love Eames умудрилась обустроить в своих светильниках настоящую оранжерею.
Цвет: натуральность, спокойствие, надежда
2021 год должен принести человечеству успокоение и надежду на светлое будущее, – уверены эксперты сервиса по прогнозированию тенденций в дизайне и моде WGSN. Сезоны будущего года они ассоциируют сразу с несколькими цветами: тут и оттенки сливочного масла, и манговый сорбет, и краски дикой орхидеи, и атлантический синий. Кто-то цветом будущего года называет землисто-бежевый оттенок с розовыми полутонами, которые отражают силу природы, комфорт и сострадание. «Натуральность актуальна не только в материалах, но и их оттенках, поэтому советую сделать ставку на цвета, которые вы встречаете в природе, и не бояться их миксовать, комбинировать или взаимодополнять», – рекомендует дизайнер.