Нередко произведения литературы, кинематографа и изобразительного искусства на удивление точно описывают события будущего (настоящего), отражают атмосферу, знаковые явления и ключевые признаки новой реальности. Особенно это ощутимо в кризисные, переломные для человечества моменты, один из которых мы, вероятно, переживаем прямо сейчас. Зачастую это связано с высокой чувствительностью людей искусства к нюансам и потенциалам, с их способностью улавливать формирующиеся течения и дуновения до того, как они превратятся в шторм, и иногда – предугадывать дальнейший вектор развития событий. Так было сотни лет назад, так происходит и сегодня, когда динамика и экспрессия самой жизни порой утирает нос искусству, и, кажется, ее уже невозможно опередить.
В 2007 году художник Степан Рябченко начал визуализировать некоторые из самых известных компьютерных вирусов, исследуя актуальную проблематику соотношения реального и виртуального, изучая специфику ее восприятия человеческим сознанием. В современном мире компьютерные вирусы становятся практически социальной единицей, каждый из них имеет собственную историю и особенности взаимодействия с системой. Основываясь на этих фактах, автор проекта визуализировал виртуальную сущность вирусов, придав им форму и образ, персонализировав так, как он делает с большинством объектов в своей практике.
Человек склонен бояться неизвестности и абстракции, стремиться к конкретике и ясности. Недаром книги с иллюстрациями часто пользуются большим спросом. Придав компьютерным вирусам биоморфные очертания, Рябченко превратил цифровую абстракцию в осязаемый образ, вызывающий аллюзии с реальными объектами, преодолев границу между абстрактным и фигуративным. Полиморфность и динамизм его вирусов отражают изменчивость структуры, а разнообразные формы и цвета – различную степень угрозы, таящейся в последствиях их деятельности.
Тем самым, как и всегда в своем творчестве, Рябченко истончает границу между реальностью виртуальной и материальной, показывая, насколько она сегодня условна. Механизмы работы медиа также вирусные. И информационная пандемия всегда сопровождает и зачастую опережает фактическую.
Экспансивное поведение вирусов, их постоянные мутации и приспособляемость, бесконечно обновляющиеся версии очень схожи с поведением самого человечества. Люди стремительно развивают технологии и интенсифицирует свое присутствие – как физическое, так и медийное, заполняя собой все свободное пространство, используя ресурсы и не слишком беспокоясь о последствиях для всего организма (планеты).
Вирусные механизмы сегодня в значительной степени характеризуют и определяют реальность. Вирус – то, что становится неотъемлемой частью организма/системы и преобразовывает, перепрограммирует ее. В свете последних событий многие единогласны во мнении, что мир больше не будет таким, как прежде. Ведь вирус, вызывая сбои в отлаженной системе, обновляет ее, заставляет трансформироваться.
У каждого в отдельности и у человечества в целом есть выбор, куда направить свое внимание и усилия: только на себя или на окружение, обратиться в бегство или принять ответственность, усиливать экспансию и контроль или развивать сотрудничество. И от этого во многом зависит, насколько глубинными и какими именно по характеру будут эти неизбежные глобальные изменения.
И пока нам остается только гадать и предполагать, как сильно преобразится мир и что в нем останется неизменным, возможно, стоит внимательнее присматриваться не только к прогнозам ученых и аналитиков, но и к тому, о чем говорит культура.
Опубликовано в журнале №05-06 (110) май-июнь 2020