ID. Interior Design: Какая из работ номинантов вам запомнилась и понравилась больше всего и почему?
Юрий Зименко: То, что было заметно в работах Виктории Якуши – когда на фоне чистоты стиля проявилась ее внутренняя особенность, которая считывается, узнаваема и она не похожа ни на что другое. Коллекция FAINA привнесла некий колорит в те объекты, которые мы видели и выделили, что стало ее визуальным рядом, который отличил эти проекты от других работ. К слову, бытует мнение, что у нас к своему относятся как ко второсортному. Как раз такие яркие индивидуальные предметы остаются в стороне. Основу минималистическую делают хорошо, но поставить два-три предмета не из массового производства фантазии у дизайнеров не хватает. Именно поэтому выбирают беспроигрышные варианты, к сожалению.
ID: Что вызвало самую острую дискуссию при обсуждении и выборе работ?
Ю. З.: Достаточно неудовлетворительная ситуация сложилась с работами, поданными в номинацию «Интерьер квартиры с элементами традиционных стилей». Люди заявили о другом стиле, в котором присутствует и классика, и эклектика, и фьюжн, но при этом он не читается как целостный объект. Выбраны те, которые хоть как-то причесаны в едином стиле. Я еще добавлю, что это нормальная тенденция развития дизайна: сначала мы стремились повторить то, что уже было сделано, но в хорошем варианте и уже научились это делать хорошо. Но теперь предстоит пройти следующий этап – должна прорасти индивидуальность каждого дизайнера, выделяющая его среди других. Не просто скопировать то, что уже было создано или кем-то придумано, но и привнести что-то свое. Очевидно, что работы к этому подошли, но еще четкого формулирования и реализации, увы, пока нет. Это и стало главной сложностью в выборе победителей.
Я не работал с международным жюри, но среди украинского экспертного в 90% случаев мнения совпадали. Ввиду этого можно сделать вывод о честности судейства. Все работы, которые выиграли, оценены по достоинству. Конечно, были и те, где проделана хорошая работа с цветами и фактурами, но в каких-то моментах не дотянули. Мне бы хотелось дать авторам несколько советов, как улучшить работы, потому что есть моменты, которыми они сами себе вредят.
ID: Какими критериями вы руководствовались при выборе своих фаворитов?
Ю. З.: Не обязательно работа должна быть большая, не обязательно в нее должно вкладываться много денег. По моему мнению, ей нужно быть завершенной стилистически, без ошибок по функциональности, пропорциям, чистоте стиля. Это то, что хотелось получить. Также мы хотели увидеть те работы, в которых проявилась бы творческая индивидуальность их создателей, чтобы они были узнаваемыми и просматривался почерк – то, что отличает их от остальных. Пока срез такой, украинские дизайнеры и архитекторы научились хорошо делать работы в стиле минимализм. Как раз они доведены до совершенства. Эти проекты бросаются в глаза и выделяются на фоне той массы поданных работ именно своей завершенностью и точностью. Но снова-таки, за этим не видно индивидуальности людей, которые над ними работали.
У нас такой сейчас переломный момент, когда те работы, которые мы бы хотели видеть на конкурсе, еще не дотягивают до уровня победителей. К примеру, смотришь – безупречная гостиная, но когда переходишь в спальню или санузел, то понимаешь, что исполнение на порядок ниже. То есть работа выполнена неровно. И такие моменты вычеркивают ее из конкурса, потому что два помещения выполнены слабо. А в тех работах, которые победили, если мы откроем хоть прихожую, хоть гостиную – они все выполнены на одинаково высоком уровне. Это то, чего часто не хватает украинским проектам. И есть много нагромождений идей, каждую из которых можно развивать отдельно на одном объекте. Все это изобилие фактур и материалов смотрится не слишком красиво. Их стоит воплощать постепенно, придерживаясь одной линии.
Опубликовано в журнале №06 (102) июнь 2019