Главная идея и концепт стиля четко отображены в одной простой фразе Вальтера Гропиуса: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным и красивым»
Период 20-х годов ХХ века стал для Германии одновременно тяжелым и вдохновляющим. Именно в это время и зародились принципы нового архитектурного стиля Bauhaus. Даже в его названии выражено стремление к простоте и практичности, так как в переводе с немецкого «bauhaus» означает «строить дом». Провозглашенная идея синтеза искусства и техники стала основной концепцией деятельности этой школы.
Характерными чертами Баухауса считаются простота, удобство, функциональность, эстетизм и увлечение кубизмом. Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм линий, прямые плоскости, строгий геометризм предметов из дерева и металла, а также отсутствие лишних, отвлекающих и нефункциональных деталей. Декор в интерьере – не самостоятельное украшение, а часть общей идеи. Особую изюминку привносит грамотно спланированное освещение, которого удается достичь благодаря большим окнам, встроенным светильникам, настольным лампам и напольным торшерам правильной геометрической формы.
Хотя по первоначальной задумке мебель проектировалась для простых людей и отличалась своей общедоступностью, некоторые предметы все же стали культовыми. Подборка из пяти главных достижений станет тому ярким подтверждением.
Bauhaus Cradle by Peter Keler
Петер Келер, студент берлинской школы «Баухауз», в 1922 году, под впечатлением от работ своего преподавателя Василия Кандинского, создал колыбель Bauhaus Сradle. Строгая геометрия форм и сочетание цветов в точности повторяют эстетику картин русского живописца. Дизайн Петра Келера является ключевым примером конструктивистских идей, применяемых к мебели.
Колыбель никогда не вводилась в производство из-за отсутствия спроса. Однако немецкий производитель Tecta воссоздал первоначальный дизайн и начал выпуск изделия в 1975 году, продолжающийся и сегодня.
Стул Wassily by Marsel Braer
Американский дизайнер и архитектор Марсель Брейер разработал легендарный стул Wassily в 1925-1926 гг. Мебель из стальных трубок, характерная для разработок школы «Баухауз», на этот раз в сочетании с плотными тканевыми ремешками, как наиболее символический вид современной мебели.
Согласно распространенному мифу, свое название стул получил в честь основателя абстракционизма Василия Кандинского – одного из преподавателей Брейера в «Баухаузе».
Кресло Grand Confort LC-2 by Le Corbusier
Легендарное кресло LC2 (Grand Confort) Le Corbusier разработал в 1928 вместе со своим двоюродным братом Pierre Jeanneret и французским дизайнером Charlotte Perriand. В 1929 они представили его на выставке Salon d’Automne в Париже. Угловатый и кубический дизайн мебели раннего модернизма выраженный в мобильном каркасе с точным разделением между опорой и рамой и матовая черная кожа – в совершенстве демонстрируют принцип функционализма. Имеются также варианты рамы серого, зеленого, голубого и коричневого цветов. Твердость и мягкость, строгость и расслабленность, четкие формы и функциональность – основные приметы эпохи Баухауза. С 1965 года LC2 изготавливают под маркой Cassina.
Варианты кресел можно увидеть в мини-сериале «Шерлок» (2010) и фильмах «Америкаский жиголо» (1980), «Большой Лебовски» (1998), «Шестой день» (2000). Стив Джобс, представляя новую версию I-pad, также сидел на таком кресле.
Кресло Barcelona by Ludwig Mies Van Der Rohe
В 1929 году Mies Van Der Rohe спроектировал немецкий павильон для Международной ярмарки искусств в Барселоне. Поскольку его должен был посетить король Испании Альфонсо XII с супругой – дизайн был разработан как вариант модернистских тронов, отличавшихся элегантностью и дороговизной. Шедевр создали из стали, оникса, стекла и четырех видов мрамора. Так и появилось кресло, которое на тот момент было единственным предметом мебели во всем здании. Вскоре, оно стало символом статуса и иконой дизайна.
Только немецкая компания Knoll Studio, получившая эксклюзивные права от автора в 1953 году, может производить кресло Barcelona по его оригинальным чертежам.
Nesting Tables by Josef Albers
В 1926-1927 дизайнер Джозеф Альберс создал уникальный формат гарнитура для частной квартиры своих друзей. Столы, которые помещаются друг в друга, стали воплощением простоты, функциональности и страсти к цвету. В основном известный своими геометрическими картинами, Альберс перевел эту теорию точности и цвета в третье измерение. Столы изготовлены из массивной дубовой рамы и покрыты стеклом толщиной 4 мм. Стеклянные столешницы, в порядке убывания размера, изготовлены в ретро-палитре бледно-зеленого, желтого, оранжевого и синего цветов. Только в 2004 году немецкая мебельная компания Vitra поставила дизайн Albers в производство. Nesting Tables также представлены в колекции МоМА Design Store.
Стиль немецкого авангарда стал одним из наиболее влиятельных течений в современной архитектуре и дизайне, отголоски которого можно проследить в таких направлениях как минимализм, модерн и хай-тек.
Текст: Анна Тищенко