Материал как символ достатка и статуса, доступ к которому имели только избранные, как воплощение изысканного вкуса и стремления к совершенству, и все это – Его Величество Бархат!
Покорившая Европу, эта ткань стала признаком богатства, символом королевских семей. Что, если принимать во внимание сложную технику выполнения, было весьма оправдано. Бархат являет собой особое переплетение нитей: четыре попарно, формирующие верхнюю и нижнюю основы, и пятая – ворс. Если раньше его изготавливали исключительно из шелковых нитей, иногда с добавлением золотых или серебряных, то в современном мире начали вплетать шерстяные, вискозные, хлопковые или синтетические волокна, чтобы сделать материал более доступным.
Вероятной родиной бархата принято считать Египет периода 2000 годов до н. э., где впервые ученые зафиксировали технологию, аналогичную той, которая используется в настоящее время. Современная же техника изготовления этого материала появилась в Китае в IV–III веке до н. э.
В Европу ткань завезли восточные торговцы только в начале ХІІІ века, и лидерство на рынке сразу захватили Испания и Италия. Во второй половине образовалось три крупных центра производства: сначала – в Венеции, где в 1247 году была основана гильдия ткачей бархата, позже – во Флоренции и Генуе. Последний – генуэзский шелковый бархат – ценился больше других видов благодаря богатой красочной палитре.
Бархатная лихорадка в большей степени коснулась Франции. Так, в середине XVI века было налажено производство материала на мануфактурах при королевском дворе. А помимо него здесь также изготавливали мокет (moquet) – бархатную ткань с шерстяным ворсом на льняной основе, которую использовали для обивки мебели. Тогда же король Франциск І издал указ, согласно которому право носить одежду из бархата принадлежало лишь членам королевской семьи.
Со временем спрос на этот первоклассный текстиль только увеличивался. Главными его потребителями были церковь, королевские семьи и знать. И даже несмотря на то что процесс производства упростился, эта ткань, уже доступная большинству, все так же воспринималась многими как королевская.
Сегодня существует несколько разновидностей этого материала: вельвет, велюр и плюш. Вельвет – это бархат в неширокий рубчик на поверхности, который в интерьере часто используют для изготовления штор.
Велюр – вид ткани с более коротким ворсом – занял уверенные позиции в мире моды. Плюш – бархат с высоким ворсом – применяют для создания игрушек, а также обивки мебели.
Бархат изготовляют как с однотонной поверхностью, так и с узорами. Есть несколько способов их создания: печать (результат – набивной бархат), горячее прессование (бархат с тиснением), использование промышленных вышивальных машин или узорчатого плетения.
А также метод отбойки ворса, когда стойкий узор вдавливается в бархат щетками, – эту технологию разработала и внедрила датская текстильная компания Raymakers, специализирующаяся на производстве разных видов бархата. Отдельного внимания заслуживает техника химического травления, с помощью которой вырабатывают изысканный бархат деворе.
Этот материал занял почетное место в классической моде ХХ века. В 60-х его все чаще стали использовать в обивке мебели, а в 70-х – в одежде. В 1980-90-х он был предметом обожания икон поп-музыки и мировых дизайнеров.
В настоящее время бархат вновь на пике популярности. Провозглашение стиля ретро в последние годы привело к использованию этого материала в качестве основного текстиля в интерьерах. Дизайнеры обращаются к смелым, глубоким цветам – синему, изумрудному, фиолетовому или оттенку бургунди. Но кроме насыщенной палитры фабрики также используют нежные пастельные тона в обивке: бежевый, бледно-розовый или серый.
Благодаря своим свойствам и разнообразию бархат занимает лидирующие позиции в дизайн-индустрии. Ведь приятные тактильные ощущения дарят настоящий комфорт и чувство безопасности.
Опубликовано в журнале №09 (104) сентябрь 2019