В ноябре в столице Туманного Альбиона состоялась первая в истории премия Dezeen Awards 2018, основанная Dezeen – одним из самых влиятельных веб-сайтов, посвященных архитектуре и дизайну.
Стремительно ворвавшийся на просторы архитектурного и дизайн-пространства Dezeen Awards зарекомендовал себя как доступный и демократичный конкурс, в котором благодаря небольшим взносам могут принять участие маленькие дизайн-бюро и индивидуальные проекты. Среди судейских критериев наравне с эстетикой и инновационностью большую роль играют забота об окружающей среде и социальная направленность. Премии же присуждаются за оригинальные архитектурные, интерьерные и дизайнерские решения в реализованных за последний год проектах.
В 2018 году в конкурсе приняли участие более 600 заявок из 53‑х стран, включая Кению, Ливан, Таиланд, Мексику и Китай. В шорт-лист вошли 159 проектов – характерно, что 88 номинантов были компаниями, в которых работают меньше 10 человек. Судейская коллегия состояла из 75 деятелей дизайна и архитектуры, включая знаменитого британца Томаса Хезервика, дизайнера Илзе Кроуфорд, сценографа Эс Девлин, архитектора-минималиста Джона Поусона, а само награждение проходило в бывшем промышленном здании, преображенном дизайнером Сарой Изо (Sarah Izod). Она создала уникальное пространство, получившее название «Странный ночной лес», со свисающими с потолка лентами и инсталляцией в виде белого дерева. Источником вдохновения для автора послужила детская книга 1963 года американского писателя Мориса Сендака «Там, где живут чудовища». Атмосферности церемонии добавляли одетые в белое актеры на ходулях, прохаживающиеся среди инсталляций.
По итогам конкурса победителем в номинации «Реновация года» стал архитектор Мэтью Маззотта (Matthew Mazzotta), превративший старый магазин в небольшом городке в Небраске в арт-пространство, которое в прямом смысле слова «раскладывается» на улицу, трансформируясь в открытую сцену. Лучшим культурным интерьером был признан подземный художественный музей Lascaux International Center for Cave Art в пещере во Франции, созданный лондонской студией Casson Mann. А голландское бюро Atelier NL получило приз за новую технологию переработки местной глины и песка, до сих пор никак не использованных производителями, в предметы ежедневного потребления. Приз за лучшее световое решение достался Studio Roosegaarde за проект Windvogel: источником энергии для освещения в нем является ветер, воздействующий на зафиксированные тросами воздушные змеи со специальным оборудованием. От полученной энергии тросы светятся в темноте, образуя в воздухе красивые «танцующие» линии.
Всего в ходе церемонии почетные премии получили 33 номинанта. Призовые статуэтки были созданы голландским дизайн-бюро Atelier NL – в качестве материала для них использовалась лондонская глина, веками служившая строительным материалом в столице. Вручал премии почетный гость выставки, известный британский актер и ведущий сэр Ленни Генри.
Фото: Mark Cocksedge. Текст: Евгения Корнейко
Опубликовано в журнале № 02 (98) февраль 2019