Вазы и подсвечники Bouquet из коллекции Floral
Умение тонко и точно чувствовать эпоху позволило легендарной французской компании Daum не просто успевать за модой, а диктовать ее. Известная своими вневременными хрустальными изделиями именитая мануфактура в этом году отмечает свой 140‑летний юбилей.
История хрустальной марки Daum берет свое начало в 1878 году, когда юрист Жан Дом приобрел во французском городе Нанси продававшуюся за долги стекольную фабрику. Исправно работая несколько лет как производитель качественной столовой посуды и стекла для часов, уже в 1882 году Жан передал бразды правления семейного дела своим сыновьям Огюсту и Антонину, которые полностью занялись реновацией компании.
Отправной точкой в поисках нового направления для них стала Всемирная выставка в Париже, состоявшаяся в 1889 году. После нее братья произвели кардинальные изменения в ассортименте, начав создавать изделия из многослойного стекла с декором, выполненным в технике травления, а также изделия, расписанные цветными эмалями. Признание же к бренду пришло на Всемирной выставке в Брюсселе в 1897 году, а уже на Парижской всемирной выставке 1900 года фабрика Daum завоевала гран-при и несколько престижных наград.
В конце же XIX – начале XX века провинциальный Нанси неожиданно стал одним из ведущих центров искусства ар-нуво – наряду с Парижем, Веной, Брюсселем. Именно здесь местные ремесленники и художники объединились в союз, получивший название «школа Нанси», президентом которой стал художник и стеклодел Эмиль Галле, а вице-президентом – Антонин Дом.
После кончины Галле в 1904 году Антонин занял пост главы школы, а фабрика Daum к тому времени стала ведущим и самым крупным стекольным предприятием Лотарингии. Именно в этот период технологии стеклоделия ушли далеко вперед, а забытые способы декорирования и изготовления стекла были усовершенствованы. Так, в начале ХХ века здесь возродилась техника, известная еще во времена древнеегипетских фараонов, но потом утраченная, – pâte-de-verre, которая впоследствии стала визитной карточкой бренда.
В 1920‑е годы компанию Daum охватила новая эстетика геометрических линий, форм и неожиданных цветовых решений, которую привнес Пауль, внук Жана Дома. Так, фабрика начала производство новой серии ваз, ламп и флаконов в стиле ар-деко – с еще более стилизованными орнаментами и лаконичными силуэтами. Продолжая свое стремительное восхождение на вершину, в 30‑е годы мануфактура удержалась на плаву, несмотря на всемирный экономический кризис. Более того, компания одержала победу в конкурсе и получила право стать изготовителем посуды для легендарного трансатлантического лайнер «Нормандия».
После войны, в конце 1960‑х, на фабрике восстановили выпуск изделий по технологии pâte-de-verre, доведя ее до совершенства, а также начали активно изготовлять изделия в технике lost-wax – литье по восковым моделям. Этот же период ознаменовался сотрудничеством с такими легендарными мастерами того времени, как Сальвадор Дали (1968), Роджер Таллон (1967) и Сезар (1967). Многочисленные изобретения и патенты, коллаборации с выдающимися художниками и дизайнерами современности позволили компании более столетия определять моду и стиль в искусстве художественного стекла.
Стоит отметить, что в разное время с Daum работали также Эмиль Галле, Луи Мажорель, Жак Грюбер, Виктор Пруве, Жан Кокто, Арман, Филипп Старк – всего более 350 художников, создававших для бренда авторские скульптуры и предметы декора. Что касается уникальности изделий, то по сей день Daum – единственная марка, способная вос- произвести в хрустале более 70 оттенков цвета.
В 2015 году в каталонском «Театре-музее Дали» состоялась выставка под названием Daum Variation of Artists, экспозиция которой почтила сотрудничество компании со всеми легендарными мастерами. С 2017 года Daum расширил границы своей деятельности, охватив еще сферу интерьерного дизайна и изготовление ювелирных украшений, тем самым подтвердив свою готовность к дальнейшему развитию и покорению новых вершин хрустального искусства.
Фото: Daum, открытые источники
Опубликовано в журнале №11 (96) ноябрь 2018